МОАУ "НОШ №33"
г. Оренбург
  • Функциональная грамотность

    Что такое функциональная грамотность и как её развивать?

    Функциональная грамотность — это умение применять свои знания:
    найти информацию, проверить её достоверность, на её основе изучить новые виды деятельности.
    Проще говоря, это способность заниматься саморазвитием и самообразованием.


    Восемь индикаторов функциональной грамотности школьников.
    Как развивать навыки функциональной грамотности?

    1. Мыслить критически: ставить под сомнение факты, которые не проверены, обращать внимание на конкретность и корректность цифр и суждений.
    2. Развивать коммуникативные навыки: формулировать главную мысль сообщения, создавать текст с учётом разных позиций: своей, слушателя (читателя), автора. Выступать перед публикой, делиться своими идеями и выносить их на обсуждение.
    3. Участвовать в дискуссиях: обсуждать тему, рассматривать её с разных точек зрения, изучать стратегии убеждения собеседников и ведения переговоров.
    4. Расширять кругозор: читать как можно больше книг, журналов, изучать экспертные точки зрения. Не ограничиваться одной-двумя темами, а знакомиться с информацией из самых разных сфер жизни (искусство, современные технологии, здоровый образ жизни и т.п.). Полезно периодически проверять свои знания в викторинах и интеллектуальных играх.
    5. Организовывать процесс познания: ставить цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы.

    ​​​​​​​Источник: «Каменный город»

    Общая информация

    Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

    Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.

    Составляющие функциональной грамотности:

    1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
    2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
    3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
    4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. 5. Креативное мышление.
    5. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
    • критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
    • осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
    • вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

    Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

    Банк заданий

    В данном разделе вам предлагаются ссылки на ресурсы, на которых размещены задания, направленные на формирование и оценку функциональной грамотности, а также образцы заданий на формирование того или иного элемента функциональной грамотности.
    Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
    «Цифровая школа Оренбуржья»

           

               

    Документы

    - Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 № 590/ 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»;
    - Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»;
    - региональный план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций;
    - муниципальный план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций;
    - план мероприятий образовательной организации по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций.

    Мероприятия

    Дополнительная информация

    Читательская грамотность

    Недостаточно просто прочитать текст, нужно убедиться, что ребенок его понял. Способность человека анализировать прочитанное, оценивать смысл и излагать свои мысли называют читательской грамотностью.

    Как развивать читательскую грамотность:

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie