МОАУ "НОШ №33"
г. Оренбург
  • Психолог

    Анастасия Владимировна Лошадурова

    высшая квалификационная категория
    стаж: 9 лет

    e-mail: Anastasia.V.L@yandex.ru

    Полезная информация

    Детям

    Как противостоять задирам

    Бывает, что сталкиваешься с человеком, который постоянно пытается задеть, сказать что-нибудь обидное, особенно когда взрослые не смотрят. Ты начинаешь ему отвечать, а он так повернет ситуацию, что ты начинаешь кричать; приходит взрослый.... и ты оказываешься крайним, а обидчик спокойненько стоит, как будто ничего не произошло. А потом опять лезет. Обидно, но непонятно как избавиться.

    Предлагаю посмотреть очень интересное и полезное видео. Известный психолог рассказывает как поступать, когда тебя пытаются спровоцировать на склоку или просто придираются ради интереса. 

    Видео очень полезно четвероклассникам, но и более младшим школьникам тоже будет полезно знать. Обязательно обсудите с родителями. 

    Родителям

    Учим ребёнка планировать свои дела

    У ребенка, как и у нас, множество разнообразных дел в течении дня, но время пролетает незаметно, а многое так и остается несделанным, потому что: не успел, забыл, отвлекся и т.д.
    Управлять своими делами и временем ребенку сложно, потому что, с одной стороны, ему не очень понятно, как он успеет сделать все необходимое, с другой стороны, ребенок убежден, что день длинный и времени хватит на все.
    Как помочь? подробнее здесь

    Советы родителям “психотерапия неуспеваемости” (по материалам О.В. Полянской, Т.И.Беляшкиной)

    не бей лежачего. “Двойка” - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, дома он ждет спокойной помощи, а не новых упреков. оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не сравнивайте ребенка с другими. Даже самый малый успех ребенка – это реальная победа над собой, она должна быть замечена и оценена по заслугам
    не более одного недостатка в минуту. Иначе ваш ребенок просто “отключится”, перестанет реагировать, станет нечувствительным к оценкам. По возможности выберите из множества недостатков тот, который сейчас для вас особенно переносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорить только о нем. не скупитесь на похвалу. Всегда можно за что-то похвалить, выделить из потока неудач крошечный островок, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.
    за двумя зайцами погонишься... Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие. техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно. В работе ребенка соединяются разные усилия ребенка. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает деловая мотивация: “Еще не знаю, но могу и хочу знать”.
    хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. Необходимо помочь отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу (стал чуточку более знающим и умелым). ставьте перед ребенком предельно конкретные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Если он сделал в диктанте девять ошибок, договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком

    Родителям первоклассников

    Скоро в вашей семье появится первоклассник!
    Момент с одной стороны радостный (ваш ребенок вырос), с другой стороны – ответственный.
    Начало обучения в школе – один из самых серьезных переломных моментов в жизни ребенка. Школа – это новые контакты, отношения, социальная роль (ученик), условия жизни и деятельности ребенка. Школа с первых дней ставит перед ребенком ряд задач, не связанных с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических, интеллектуальных и эмоциональных сил.
    Первый год в школе – своего рода "испытательный срок" как для детей (умение систематически учиться и подчинять свои желания правилам), так и для родителей (проверка терпения и снисходительности, умения сохранять баланс между желанием помочь и облегчить жизнь ребенку и воспитанием в нем самостоятельности и ответственности за его действия и поступки).
    От чего зависит успешность первого года обучения? От многих факторов. От готовности ребенка к школе, взаимоотношений в семье, накопленного опыта: чувственного познания мира (потрогать, попробовать, увидеть, рассмотреть, повзаимодействовать и пр), эмоционального, коммуникативного, интеллектуального и многого другого.
    Как помочь ребенку? Давайте в следующих статьях разбираться по порядку.
    Готовность к школе
    Готовность к школе понятие комплексное и включает в себя: физическую, психологическую и специальную готовность. Здесь необходимо соблюдать баланс, так как готовность к школе это не набор знаний, никак не связанных с чувственным опытом ребенка, но и умение общаться, контролировать свои желания и эмоции, уметь наблюдать и задавать вопросы, стремиться познавать и совершенствоваться. Этому помогает развитая речь и умение задавать вопросы, делиться впечатлениями.
    Простые навыки самообслуживания и самоорганизации, также необходимы, они ускорят адаптацию к школьной жизни.
    Умение читать, считать и писать к началу обучения не так важны, как умение различать и произносить все звуки, ориентироваться в пространстве относительно себя, сравнивать между собой предметы и его признаки (цвет, размер, форму), сравнивать количество предметов (больше, меньше, одинаково). Умение написать несколько привычных, хорошо знакомых слов или красиво выписать несколько столбиков значков не так важно, как умение выслушать последовательное объяснение (инструкцию), сосредоточиться на задании и работать без отвлечений.  Развитие же мелкой моторики, опять таки, не должно сводиться только к графическим тренировкам. Об этом и многом другом читайте далее.
    На что следует обратить внимание до школы
    • чрезмерная игривость
    • недостаточная самостоятельность 
    • импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность
    • неумение обращаться со сверстниками
    • трудность контактов с незнакомыми взрослыми или, наоборот, непонимание своего статуса
    • неумение сосредоточиться на задании, трудность словесного восприятия
    • низкий уровень знаний об окружающем мире
    • неумение сделать обобщения, классифицировать
    • трудность выделения сходства и различия
    • плохое развитие координированных движений руки
    • недостаточное развитие произвольной памяти
    • задержка речевого развития.
    Учим стихи вместе
    Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда он отказывается?
    Ребенок может отказываться под разными предлогами: «я не смогу», «я не хочу», или просто без объяснений взять и уйти.
    Причины могут скрываться в непонимании цели – зачем? И путей ее достижения – как?. Также ребенок может спасовать перед большим объемом текста или же метод заучивания стишка не подходит ребенку.
    • Начните сами декламировать стихи, введите это в норму повседневной жизни семьи. Ребенку, как правило, нужно то, чем занимается взрослый.
    • Спрашивайте ребенка, все ли слова ему понятны, обращайте внимание на слова, которые ему сложно выговорить. Временно снизьте сложность заучивания.
    • Заучивание стихов должно напоминать игру, рассказывайте его эмоционально, можно от лица игрушки, потом расскажите для игрушки.
    • Обсудите с ребенком, о чем стишок, что там происходит в принципе, потом приступайте к заучиванию.
    • Заучивайте стишок понемногу, построчно, но следите, что бы мысль не обрывалась в конце строки (перенос на другую строку).
    • Не стремитесь выучить стишок сразу весь.
    • Чтобы стихотворение училось легко – отдайтесь его ритму. Делайте с ребенком движения под ритм стихотворения.
    • Можно нарисовать стихотворение вместе с ребенком. Это может быть одна картинка, а может быть целая серия небольших зарисовок, опорные картинки для заучивания.
    • Играйте с ребенком в рифмы. Попробуйте рифмовать то, что видите. Рифма должна стать привычной.
    Чтобы ребёнку в школе было комфортно
    • Никогда в присутствии детей не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей.
    • Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией своего поведения.
    • Наблюдайте за работой ребёнка над уроками. Если заметили у ребёнка неправильные приёмы работы, то поправьте его.
    • В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь установить её, не обсуждая все подробности с ребёнком.
    • Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребёнок – плохой ученик.
    • Следите за питанием ребёнка. Оно должно быть полезным и сбалансированным.
    • Проявляйте внимание к школьной жизни ребёнка. Пусть он видит, что вы интересуетесь школьными заданиями, книгами.
    • Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не у телевизора.
    • Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма.
    • Если ребёнок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.
    • Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни.
    • Поддерживайте контакт с учителем. Выработайте систему единых требований к ребёнку.
    • В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.
    Развивающие игры с дошкольниками
    • Лото, домино — развивает внимание, логическое мышление, представление о числах, предметах и явлениях (в зависимости от содержания картинок).
    • Мяч, скакалка, обруч и пр.— физическое развитие, координация движений, ловкость, счет, память, внимание, подчинение правилам игры.
    • Мозаики, шнуровки, пластилин — развивает умение ориентироваться на образец, развивает мелкую моторику, умение учитывать и рассчитывать на тот материал, который есть в данный момент. Навыки счета, внимание, усидчивость.
    • Конструкторы - развивает моторику и пространственные представления, наглядно показывает необходимость очередности при выполнении действий, развивает умение пользоваться чертежом и схемой. Лучший конструктор из деталей, которые нужно собирать, свинчивать, составлять.
    • Сюжетно-ролевые игры, игры -бродилки - развивает навыки общения, умение подчиняться правилам игры, не сдаваться, развивает творческие способности (принятие роли).
    • Общественно-бытовые - «игра» с реальными объектами, посильная помощь ребенка в решении бытовых хлопот. Формирует ответственность, повышает самооценку, развивает самоконтроль и умение планировать свои действия. «Научные» игры - игры, основанные на законах физики, химии (механические конструкции, приводимые в движение например водой). Знакомит ребенка с свойствами и явлениями окружающего мира. 

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie